Поведенческие факторы
Даже самые современные программы искусственного интеллекта могут ошибаться при оценке полезности сайта. Понять, достоин ли ресурс своей позиции в поисковой выдаче, может только настоящий человек, понимающий, зачем именно он посетил эту страницу. Поисковые машины умело используют это в своих целях, собирая поведенческие факторы и с их учётом ранжируя сайты.
Поведенческие факторы, делятся на следующие типы:
- популярности ресурса на странице выдачи - чем выше CTR, тем надежнее сайт для поисковой системы;
- активности пользователей ресурса - время пребывания на сайте, глубина просмотра, добавление в избранное и пр.
Примеры поведенческих факторов
- Показатель отказов (bounce rate).
Доля пользователей, закрывших сайт после ознакомления с первой страницей. Причина ухода может быть любой, начиная от недоверия к сайту из-за его дизайна и заканчивая тем, что посетитель увидел интересующую его информацию и не нуждается в большем. Сайтов, где показатель отказов равен нулю, не существует, но чем он ниже - тем лучше. - Длительность сеанса.
Данный фактор является отличным показателем качества ресурса. Чем дольше пользователь интересуется содержимым сайта, тем лучше. Разумеется, увеличение времени посещения должно обеспечиваться не сложностью навигации, а наличием интересных материалов. - Глубина просмотра.
Контент-проектам свойственна большая глубина просмотра, что обеспечивается перекрестными ссылками и продуманной навигацией по ресурсу. Некоторые ресурсы используют разбиение материала на несколько страниц, но подобная тактика эффективна только при работе с действительно полезным контентом. - Возвращение к поиску.
Открыв страницу с результатами поиска снова, пользователь дает сигнал о несоответствии открытой ранее страницы его интересам. Работать с этим параметром можно только при помощи увеличения релевантности лендингов, а торговым площадкам необходимо подумать о конкурентоспособных ценах. - Возвращение к сайту не из выдачи.
Добавив сайт в закладки или совершив прямой переход на него, не обращаясь к поисковику, пользователь "голосует" за его качество. - Кликабельность документа в выдаче.
При повышении CTR сниппета растет рейтинг всего сайта в поисковике. Именно поэтому важно обеспечить правильную картинку и подпись, чтобы появиться на странице выдачи "в лучшем виде".
Откуда поисковики берут данные о ПФ
Системы статистики и веб-аналитики от поисковых гигантов - Google Analytics и Яндекс.Метрика - являются превосходными источниками данных о ПФ. Они бесплатно предоставляют вебмастеру всю полезную информацию, не забывая "делиться" ею со своими разработчиками.
Крупные поисковики также имеют собственные браузеры. IE "шпионит" в пользу Bing, Chrome - Google, Яндекс и Mail.Ru также имеют свои разработки в данном сегменте. Конечно, Chrome позволяет отключить отправку статистики и поведения пользователя на сервера компании, но добраться до этих опций непросто. Наличие собственных браузеров позволяет собирать данные о ПФ с ресурсов, на которых не устанавливали либо выбрали конкурентную систему веб-аналитики.
Расширения для браузеров - бары, приложения и дополнения - также могут пересылать "на фоне" информацию своему разработчику. Активное продвижение Яндекс.Бара в прошлом позволяет понять, насколько данный подход может быть эффективен.
Как оптимизировать поведенческие факторы своего ресурса
- Избавьтесь от "лишних" запросов.
Магазин, продающий расписную посуду ручной работы, не должен продвигаться по высокочастотному запросу "посуда". Нужно понимать, что большинство пользователей ищут стандартные недорогие сервизы, и подобная экзотика им не нужна. Покинув страницу, они дадут сигнал поисковику о несоответствии сайта запросу. Работая с узким сегментом покупателей, продвигайтесь по НЧ-запросам, чтобы избежать роста показателя отказов. - Оптимизируйте сниппеты.
Чем привлекательнее сниппет, тем выше шанс того, что пользователь выберет именно его. Сделайте окружающий текст релевантным теме страницы, чтобы убрать последние сомнения. Сниппет - это аннотация страницы сайта, и она должна быть привлекательна для пользователя. - Узнайте причину отказов.
Узнать причину высокого показателя отказов можно при помощи карты кликов или движения мыши, предоставляемых Яндекс.Метрикой. Найдите проблемную страницу и проведите сплит-тестирование её альтернативной версии. - Обеспечьте поддержку мобильных платформ и быструю загрузку страниц.
Поисковые машины никогда не выдвинут на первые строчки ресурсы, загрузка страниц которых занимает более 5 секунд. Поддержка небольших экранов также входит в перечень "требований" поисковиков - сегодня более половины запросов обеспечивается пользователями мобильных устройств. - Проработайте дизайн и навигацию.
Чем легче пользователю найти нужную информацию на странице - тем выше вероятность того, что он предпочтет прекратить поиск на нём. Обеспечьте максимальную ясность лендингов и проверьте читаемость шрифтов. - Предлагайте "запомнить" сайт.
При наличии качественного и интересного аудитории контента, призыв добавить сайт в закладки не будет лишним. Чем больше людей приходит на сайт напрямую, минуя поисковик, тем выше рейтинг ресурса.
Проблемы ПФ
Как и прочие факторы ранжирования, поведенческие факторы могут подделываться. Яндекс активно старался не допустить появления "биржи кликов", жестко модерируя ресурсы и применяя санкции к сайтам с аномальным "поведением", но в результате появились прецеденты "уничтожения" конкурентов при помощи накруток. Любые послабления, в свою очередь, вызывали резкий прирост "синтетических" кликов. Но поисковые системы возлагают огромные надежды в пользу поведенческих факторов, и очевидно, что с течением времени они будут входить в нашу жизнь всё больше.
Статьи поисковых систем
Несколько интересных статей на эту тему